Аваков считает, что быстрой судебной реформы в Украине не будет

Аваков считает, что быстрой судебной реформы в Украине не будет

Арсен Аваков. Фото: AFP

 

Аваков считает, что быстрой судебной реформы в Украине не будет Аваков считает, что быстрой судебной реформы в Украине не будет

По словам министра, реформа будет иметь успех при наличии кадрового резерва

Если в обществе есть кадровый резерв, то реформу судебной ветви власти нужно проводить максимально быстро и эффективно. Об этом в эфире одного из телеканалов заявил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, передает пресс-служба ведомства.

По его мнению, сегодня доверия общества не имеют ни судьи, ну прокуроры, не было его и у милиции.

"Эту ситуацию можно изменить, лишь одновременно двигая все ветви власти. Но судебная – ключевая. Старт реформы, которую начали в Верховной Раде, – гигантский шаг вперед. Но я, как сторонник радикальных шагов считаю, что это половинчатое решение ", – подчеркнул министр.

По словам Арсена Авакова, реформа будет иметь успех при наличии кадрового резерва.

"Если он есть, этот кадровый резерв, его надо требовать. А если его нет – мы должны честно себе сказать, что живем в переходный период, который будет длиться около 5 лет. Мы должны сказать себе честно, что живем в переходный период, где будут присутствовать и хорошие судьи, и все еще старые. И мы будем тихонько это менять. Если есть воля и люди, то это нужно сделать быстро", – сказал министр.

Как известно, 30 сентября вступил в силу закон Украины №1401-VIII "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", который дает старт судебной реформе.

Согласно этому закону, каждому гражданину Украины гарантируется право обратиться в Конституционный суд.

Кроме того, исключаются статьи 121, 122 и 123 Конституции, которыми регулируются работа прокуратуры, ее функциональные обязанности, а также сроки пребывания на должности и обязанности генерального прокурора. Вместо этого срок пребывания на должности генпрокурора предлагается повысить с 5 до 6 лет, но уточнить, что один и тот же человек не может быть генпрокурором в течение двух сроков подряд.

Юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и любое уголовное обвинение. В предусмотренных законом случаях суды рассматривают и другие дела, а кроме того, законом может быть определен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Кроме того, вместо Высшего совета юстиции (ВСЮ) в Украине появится Высший совет правосудия, полномочия которого будут шире, чем у ВСЮ. Так, Высший совет правосудия будет принимать решение об увольнении судьи с должности и переводе в другой суд, давать согласие на задержание или арест судьи, а также принимать решение о временном отстранении судьи от осуществления правосудия. В состав Высшего совета правосудия будут входить 21 человек, 10 из которых избирают на съезде судей из числа судей, по двое избирают президент Украины, Верховная Рада, съезд адвокатов Украины, Всеукраинская конференция прокуроров и съезд представителей юридических вузов, а 21-м членом является глава Верховного суда. Совет считается действующим при условии избрания минимум 15 членов, большинство из которых – судьи.

Законодательный акт также предусматривает создание, реорганизацию и ликвидацию судов законом, проект которого в Раду будет вносить президент после консультаций с Высшим советом правосудия. Верховный суд остается наивысшим судом в украинской системе правосудия, также могут работать высшие специализированные суды и административные суды.
В соответствии с внесенными в Конституцию изменениями, судью до вынесения обвинительного приговора нельзя содержать под стражей или арестовывать без согласия Высшего совета правосудия, кроме задержания судьи во время или сразу же после совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления. Также судью нельзя будет привлечь к ответственности за вынесенное им решение, кроме случаев, когда имеет место преступление или дисциплинарный проступок. Кроме того, уточняется список оснований для увольнения судьи.

Норма о бессрочном пребывании судьи на должности остается в силе.

Возрастной ценз для судей поднимается с 25 до 30 лет, но не старше 65 лет. Назначает судей президент по предложению Высшего совета правосудия, а отбор проводится на конкурсной основе.

Расходы на содержание судейского корпуса в государственном бюджете указываются в соответствии с предложением Высшего совета правосудия.

Также уточняются полномочия судей Конституционного суда, их избрание и сроки пребывания на должности.

Кроме того, в переходных положениях Конституции указывается, что до внедрения нового административно-территориального устройства Украины в соответствии с изменениями в Конституцию в части децентрализации, но не дольше чем до конца 2017 года, создание, реорганизацию и ликвидацию судов осуществляет президент Украины. Кроме того, в течение двух лет после вступления в силу изменений в Конституцию перевод судьи из одного суда в другой осуществляет глава государства по представлению Высшего совета правосудия.

В соответствии с законом, Украина может признавать юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) на условиях, определенных Римским статутом МУС. Однако эта норма вступит в силу только в 2019 г.

Отметим, что сегодня одновременно с изменениями в Конституцию вступила в силу и новая редакция закона "О судоустройстве и статусе судей" (№1402-VIII), которая также была принята Радой 2 июня и, фактически, дополняет конституционные правки в части правосудия.

Данный документ меняет порядок назначения судей на должности и увольнения их с должностей: предусмотрены изъятие полномочий политических органов – парламента и президента Украины – в вопросах судейской карьеры, отмена пятилетнего срока назначения судей и занятие должностей судьями только бессрочно.

Также законом устраняется политическая составляющая в решении вопроса о предоставлении согласия на задержание судьи или содержание его под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом (соответствующее полномочие Рады передается Высшему совету правосудия). Законодательный акт предусматривает введение института функционального (ограниченного) иммунитета судьи, по которому запрещается привлечение судьи к уголовной ответственности за изложенную в судебном решении правовую позицию, за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка, однако при этом судья будет нести юридическую ответственность на общих основаниях за действия, совершенные вне профессиональной судейской деятельности.

Кроме того, предложены изменения в системе судоустройства, в частности образование нового Верховного суда и других судов. Систему судоустройства будут составлять местные суды, апелляционные суды и Верховный суд. Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства будут действовать высшие специализированные суды. В составе Верховного суда будут действовать пять структурных подразделений: Большая палата Верховного суда, Кассационный административный суд, Кассационный хозяйственный суд, Кассационный уголовный суд, Кассационный гражданский суд, а сам Верховный суд будет создан на конкурсной основе как новый высший суд в системе судоустройства Украины. Закон также предусматривает создание местных окружных судов, апелляционных судов в соответствующих округах и т. п.

Законодательным актом усовершенствованы основы правового статуса соответствующих органов в системе судоустройства, в частности предусмотрено перераспределение полномочий между Высшей квалификационной комиссией судей Украины (ВККСУ) и Высшим советом правосудия. Так, ВККСУ будет отвечать за отбор на должности судей, квалификационное оценивание, проведение конкурсов на занятие вакантных должностей судей и судейское образование, а исчерпывающий перечень полномочий и порядок работы Высшего совета правосудия будет предусмотрен в законе Украины "О Высшем совете правосудия", проект которого на днях был зарегистрирован в Раде президентом. Среди прочего, усовершенствованы процедуры формирования и обновления судейского корпуса, в частности: проведение квалификационного оценивания, которое будет проводиться по критериям компетентности (профессиональной, личной, социальной и др.), совершенствуются требования к содержанию судейского досье, внедряются новые механизмы стимулирования обеспечения добропорядочного поведения судей и привлечения общественности к таким процедурам. Вместе с этим, предусмотрено введение новых оснований для увольнения судьи (например, нарушение судьей обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества), упрощена процедура увольнения судьи и четко определены основания, на которых Высший совет правосудия может принять решение об увольнении судьи.

ПРОЧИТАЛ ? ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ !

Поделитесь этой статьей:
Другие статьи категории "Политика":
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.