Две преграды на пути к безвизовому режиму с ЕС: почему тормозит Киев и что сделает Брюссель

Две преграды на пути к безвизовому режиму с ЕС: почему тормозит Киев и что сделает Брюссель

Безвизовый режим для Украины оказался под угрозой. Фото: AFP

 

Две преграды на пути к безвизовому режиму с ЕС: почему тормозит Киев и что сделает Брюссель Две преграды на пути к безвизовому режиму с ЕС: почему тормозит Киев и что сделает Брюссель

Из-за скандала вокруг декларирования доходов чиновников и проблем по формированию Нацагентства по предотвращению коррупции ЕС может отложить визовую либерализацию, считают эксперты

Несмотря на то, что украинские власти бодро рапортуют о выполнении всех требований для получения безвизового режима с ЕС, из Брюсселя поступают сигналы, что Киев не до конца "дорабатывает" свою программу. По мнению экспертов, сегодня есть две проблемы, которые могут затормозить визовую либерализацию: "манипуляции" нардепов с законом об электронном декларировании и пробуксовки в формировании Национального агентства по противодействию коррупции.

В начале этой недели на встрече с министрами иностранных дел Германии и Франции Франком-Вальтером Штайнмайером и Жаном-Марком Эро премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Верховная Рада уже приняла все необходимые для безвизового режима законы и правительство ожидает положительного решения ЕС.

Как известно, 18 февраля, обращаясь к парламенту, президент Петр Порошенко заявил, что для принятия безвизовых законов "остался один единственный вечер". "Голосовать нужно именно в той редакции, которой требует ЕС", – заявил он. В тот день все недостающие законы из "безвизового пакета" были приняты. А 24 февраля спикер подписал и отправил на подпись президенту все принятые Радой безвизовые законы.

Вместе с тем народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Сергей Лещенко вчера сообщил, что Евросоюз не считает, что Украина выполнила все законодательные обязательства в рамках перехода к отмене виз.

"Если точно, то Украина выполнила три из пяти требований для перехода к принятию соответствующего решения. ЕС относит принятие поправок в три закона на прошлой неделе, но 1) ЕС не причисляет закон о декларировании, по которому уголовная ответственность вводится только с 2017 года; 2) ЕС ждет формирования Национального агентства предотвращения коррупции", – написал он у себя в facebook после встречи в представителями ЕС в Брюсселе.

Две преграды на пути к безвизовому режиму с ЕС: почему тормозит Киев и что сделает Брюссель

Жан-Марк Эро, Арсений Яценюк и Франк-Вальтер Штайнмайер. Фото: AFP  

Что не нравится ЕС

По словам экспертов, сообщение от народного депутата – это еще не официальная позиция ЕС, но проблемы с выполнением требований у Украины действительно есть.

"Надо быть очень аккуратным в этом вопросе, эта информация – личное мнение Сергея Лещенко, которое у него сложилось на основе разговоров и общения в Брюсселе. Речь не идет об официальной позиции Еврокомиссии или других органов ЕС", – пояснил Сегодня.ua Глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

Но озвученные парламентарием проблемы ранее упомянали и на официальном уровне. Так, посол ЕС в Украине Ян Томбинский заявил: "Принятый законопроект об электронном декларировании (№3755) вызвал разочарование и не соответствует обязательствам Украины в сфере борьбы с коррупцией. Украине следует немедленно принять меры для установления эффективной системы декларирования доходов и обеспечения нормальной работы Национального агентства по предупреждению коррупции".

Так посол отреагировал на правки, которые были внесены в принятый в конце прошлого года закон о "Предотвращении коррупции". Согласно его изначальной редакции, не вызывавшей нареканий со стороны Брюсселя, в 2016 году в Украине предусматривалось внедрение системы электронного декларировании доходов чиновников. Однако народные депутаты при голосовании за бюджет на 2016 год отложили введение электронного декларирования, как минимум на 2017 год. В результате последовавшего скандала власти пообещали исправить ошибку. По итогу 16 февраля парламентарии отсрочку отменили, но параллельно внесли в закон ряд новых правок, в том числе и об отсрочке до 1 января 2017 наказания за представление заведомо недостоверных сведений в декларации. Тогда эксперты поясняли, что по другому "провести" отмену отсрочки по декларированию через Раду не было возможности.

К слову с нормальной работой НАПК пока тоже возникают трудности.

Как известно, Кабинет министров еще 11 декабря 2015 года назначил трех из пяти членов НАПК: доцента Национальной академии прокуратуры Наталью Корчак, заместителя председателя Национального агентства по вопросам государственной службы Александра Скопича и депутата Верховной Рады Виктора Чумака. Еще двух членов Нацагентства конкурсная комиссия не смогла избрать.

Тогда же Ян Томбинский завил, что украинские власти затянули процесс создания НАПК. "Закон об этом Агентстве был принят полгода назад. Была создана конкурсная комиссия, которая должна была избрать пять членов, а она выбрала лишь троих. Это не дает уверенности в общем процессе", – сказал дипломат.

А в общественной организации "Реанимационный пакет реформ" заявили, что назначение только трех членов из пяти делает этот орган неэффективным, поскольку для любого решения нужно минимум три голоса. Более того, Агентство в таком составе не сможет избрать своего председателя, поскольку это будет голосование при наличии конфликта интересов у одного из членов агентства. Без главы агентства невозможно назначить работников аппарата, утвердить смету органа, подписать решения и тому подобное.

Когда будут избраны недостающие члены Агентства пока неизвестно, кроме того ситуация усложнилась тем, что 24 февраля правительство отменило назначение Виктора Чумака членом НАПК, поскольку тот отказался входить в агентство.

Кроме того законность избрания еще одного члена НАПК – Александра Скопича – в Окружном административном суде Киева оспаривает "Реанимационный пакет реформ". Истцы считают незаконным его назначение, поскольку одним из членов комиссии, который голосовал за кандидатуру Скопича, был его непосредственный руководитель – глава Нацагенства по вопросам госслужбы Константин Ващенко.

По мнению профессора политологии НаУКМА, научного директора фонда "Деминициативы" Алексея Гараня, власть зачем-то сама создает себе проблемы на пути к безвизовому режиму.

"ЕС хочет нам предоставить безвизовый режим и нам осталось сделать минимальные вещи. Зачем нам "нарываться"? Мы сами ставим ЕС в сложную ситуацию. Возможно, они закроют глаза и предоставят безвизовый режим, но это рискованная игра. Не понимаю позицию наших депутатов, правительства, и мне кажется, что и президент должен сказать свое слово", – отметил он Сегодня.ua.

В то же время эксперт по международным вопросам Александр Палий считает, что недоработки Киева не так уж и критичны и в ближайшие месяцы все будет исправлено. Сейчас нет таких серьезных угроз (для срыва предоставления безвизового режима, – ред.). Просто Украина в рабочем порядке довыполнит все что нужно. До мая мы все выполним", – сказал он Сегодня.ua.

По мнению Владимира Фесенко в вопросе формирования НАПК не должно возникнуть никаких вопросов. А, вот, относительно конечной редакции закона о декларировании доходов может быть достигнут определенный компромисс. "Та формулировка, которая была изначально в проекте, она была очень жесткой и смущала депутатов. Речь шла об уголовной ответственности даже за банальную ошибку. Скорее всего, компромисс будет найден и я бы пока не драматизировал ситуацию", – сказал он.

Однако скандал вокруг электронного декларирования пока не утих. Так, 26 февраля общественные активисты планируют провести под стенами Администрации президента акцию с призывом к Порошенко ветировать законопроект со скандальными правками.

Тревожный сигнал от Грузии

Сообщение нардепа Лещеннко – не единственный сигнал того, что в ЕС могут притормозить процесс предоставления Украине безвизового режима.

Вчера брюссельский корреспондент Радио Свобода Рикард Йозвяк сообщил, что уже на следующей неделе в Совете ЕС может появиться предложение о визовой либерализации для Грузии. "Еврокомиссия может подать предложение (Совета ЕС) о визовой либерализации для Грузии на следующей неделе. Вполне возможно, что Украине придется подождать немного дольше", – отметил он.

Пока предоставление безвизового режима для Украины и Грузии идет в одном пакете, однако Тбилиси уже давно выполнил все необходимые требования и Брюссель уже пообещал – если Киев будет и дальше тормозить, то ждать его больше не будут.

"В Грузии выборы осенью, и действующее правительство хочет, чтобы визы грузинам отменили быстрее, и чтобы это достижение было засчитано в актив действующей грузинской власти", – поясняет Сергей Лещенко позицию Тбилиси.

Как известно, Украина уже имеет неприятный опыт "разрывания пакета" – к 2013 году в ЕС планировали отменить визы для Кишинева и Киева. И из-за "торможения" соответствующих процессов в Украине, страны разделили. В итоге граждане Молдовы ездят в Европу без виз с 2014 года, в то время как украинцы все еще не имеют такого права.

Но тогда была другая ситуация, отмечает Владимир Фесенко. "Молдова получила безвизовый режим в конце 2013 года. Тогда Янукович как раз закрыл вопрос о европейской интеграции Украины. Это было поощрением Молдовы, и был сигнал для Украины в том числе", – пояснил политолог, добавив, что по Грузии может быть принято решение, а по Украине на месяц-два отложено. "Это не критично", – считает Владимир Фесенко.

Пока это действительно не критично, но международная обстановка может резко поменяться и момент может быть упущен, предупреждает Алексей Гарань. "Мы откладываем то, что у нас, фактически, в руках. Мы откладываем сами. Но мы же видим, как меняется ситуация: кризис в Сирии, мигранты, референдум в Голландии. Зачем откладывать, если можно сделать это сейчас, и не рисковать", – говорит эксперт.

Но есть надежда, что Украину все же не забудут, отмечает Александр Палий. "Надеюсь, в ЕС будут понимать, что Украина (как и Грузия) тоже очень важна", – сказал он.

Как известно на следующей неделе Брюссель посетит спикер Рады Гройсман. "Он едет не по этому вопросу (безвизового режима), он едет с отчетом о совместном проекте по парламентской реформе, но эта проблема наверняка будет обсуждаться. Как раз Гройсман будет иметь полномочия обсуждать эту проблему, и будет искать компромиссный вариант", – отметил Владимир Фесенко.

ПРОЧИТАЛ ? ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ !

Поделитесь этой статьей:
Другие статьи категории "Политика":
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.