Главные задачи Рады: законы МВФ, продолжение реформ полиции, судов и приватизация

Главные задачи Рады: законы МВФ, продолжение реформ полиции, судов и приватизация

Автор фото: Сергей Ревера, "Сегодня"

 

Главные задачи Рады: законы МВФ, продолжение реформ полиции, судов и приватизация Главные задачи Рады: законы МВФ, продолжение реформ полиции, судов и приватизация

Также депутатам предстоит принять закон о спецконфискации и внести правки в закон об электронном декларировании

Сегодня Верховная Рада выходит на работу после затяжных летних каникул. На 11 утра запланировано заседание Согласительного совета, где руководство парламента и главы комитетов согласуют повестку дня на ближайшие парламентские недели и целую сессию. А уже во вторник, 6 сентября, состоится полноценное пленарное заседание. Пожалует на него и Петр Порошенко – в 11:30 он выступит перед нардепами с ежегодным посланием. Как удалось узнать Сегодня.ua, президент ожидает от Рады скорейшего принятия законов, которые позволят Украине получить третий транш кредита МВФ уже этой осенью. В этом списке – более 10 законов по децентрализации, судебной и реформе полиции, приватизации. Что уже было анонсировано – сразу после ежегодного послания президента депутаты намерены дать разрешение на арест судьи Чауса, у которого при обыске в огороде нашли банки с деньгами. Придется Раде рассмотреть дела и по другим 762 судьям, которых закончился так называемый 5-летний испытательный срок, и депутаты должны решить их дальнейшую судьбу. С чем могут возникнуть проблемы, так это с принятием многострадального закона о спецконфискации украденных Януковичем денег и внесением правок в закон об электронном декларировании, которыми хотят закрыть доступ общественности к наличке и имуществу третьих лиц, которые связаны с чиновниками.

ДЕНЬГИ МВФ И ЕВРОСОЮЗА. "Я уверен, в первый же день нашей работы вопрос о снятии неприкосновенности и ареста Чауса будет поднят, будет позитивно решен Верховной Радой, как и все другие антикоррупционные инициативы", – заявил спикер Андрей Парубий.

Это тот самый судья Днепровского райсуда столицы, которого 9 августа детективы НАБУ поймали на взятке в $150 тыс. Деньги обнаружили в стеклянной банке, которую Чаус закопал у себя в огороде. Представление на снятие с него неприкосновенности в Раду поступило еще 16 августа. "Согласно регламенту, у комитета есть 20 дней, чтобы рассмотреть этот вопрос. Нарушать процедуру, предусмотренную законом, нельзя, так как потом решение парламента может быть обжаловано и отменено судом", – объяснял Парубий.

Но рассмотрят постановление Специальной антикоррупционной прокуратуры о лишении Чауса неприкосновенности наверняка после выступления президента с ежегодным посланием к парламенту. В прошлом году Петр Порошенко обращался к нардепам 4 июня. Тогда в его речи доминировали: война с Россией, успешное восстановление боеспособности армии и прохождение отопительного сезона, уменьшив зависимость от российского газа. Отдельно президент отметил недовольство работой Верховной Рады и Кабмина – это было еще до затяжного политического кризиса, который обернулся переформатированием коалиции и правительства.

В этом году, как удалось узнать Сегодня.ua, президент сосредоточится на важности принятия Радой оставшихся 14 законопроектов (которые не были приняты на прошлой сессии), чтобы уже до конца осени Украина получила часть третьего транша кредита МВФ – $1 млрд из $1,7 млрд. "На днях, уверен, состоится заседание Международного валютного фонда и будет выделен транш, который будет финансовой опорой реформам", – заявил в субботу президент.

В числе этих 14 законопроектов также документы о расширении списка объектов к приватизации: из заложенных в бюджет на этот год 17 млрд грн от приватизации поступило лишь 42 млн грн. В понедельник на Нацсовете реформ Петр Порошенко заявил, что ожидает от Верховной Рады расширения списка на приватизацию в аграрной, транспортной и энергетической сферах. По его словам, новые объекты приватизации могут привлечь интерес не только западных партнеров, но и инвесторов из Юго-Восточной Азии, которые готовы приносить инвестиции в Украину.

"В мае была миссия МВФ. Была озвучена цифра, что для позитивного решения МВФ нам нужно принять 19 законопроектов. С того времени мы работали май, июнь и часть июля до 15 числа. Было принято: в целом 5 законопроектов из тех 19-ти, они уже пошли в работу; 5 в первом чтении и еще около 9-ти, которые были приняты или в комитете и еще не дошли до первого чтения, или даже не рассматривались в комитете", – сказал Сегодня.ua первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, нардеп от БПП Михаил Довбенко.

А вот поднимать пенсионный возраст, как и отменять мораторий на продажу земель с/х назначения, вопреки заявлениям депутатов-популистов, для получения транша МВФ никто не собирается. "Когда была миссия МВФ в мае, члены нашего Кабмина и те, кто с парламента с ними работали, уже подчеркнули, что добились отказа МВФ от задумки обязать Украину поднять пенсионный возраст для мужчин до 63 лет. Еще в мае эту тему сняли. Думаю, что популистам тут выбили почву из-под ног", – отметил Михаил Довбенко.

Уже в ближайшие месяцы Раде нужно будет проголосовать и энергетические законы: проект о независимом регуляторе и рынке электроэнергии. "Это позволит Еврокомиссии предоставить транш в размере 600 млн евро макрофинансовой помощи. Если Украине удастся повысить уровень энергоэффективности до среднего уровня ЕС, достигнутые сбережения будут больше, чем потребление энергии в Испании в течение всего года. Украина сможет даже стать экспортером энергии", – заявил в пятницу вице-президент Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович, пребывая с визитом в Киеве.

Андрей Парубий пообещал Марошу Шефчовичу, что уже в эту среду на заключительном заседании профильного комитета нардепы согласуют окончательный вариант законопроекта о Национальной комиссии – независимом регуляторе. "Надеюсь, в следующие две-три недели мы сможем его рассмотреть, и по нему будет принято положительное решение. Закон о рынке электроэнергии стоит на повестке дня уже на этот четверг. Это будет только первое чтение, но есть ощущение, что в зале сегодня есть большинство для того, чтобы мы начали эту большую реформу", – подчеркнул Парубий.

СПЕЦКОНФИСКАЦИЯ И ПОЛИЦИЯ. Неделю назад обратился к нардепам и секретарь СНБО Александр Турчинов из-за проблемы недофинансирования нужд армии и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Он просит парламентариев наконец проголосовать многострадальный закон о спецконфискации, который позволит направить на оборонку 50 млрд грн. "Безусловно, сейчас много проблем, в частности в системе недофинансирования из-за того, что Верховная Рада с начала года никак не может принять решение о привлечении в бюджет средств, украденных Януковичем (арестованные средства уже два года лежат в "Ощадбанке" и "Укрэксимбанке" – Авт.). Я не понимаю, в чем причина, но факт остается фактом. И я надеюсь, что меня услышат народные депутаты, которые только вернутся в сессионный зал, и первым вопросом проголосуют закон, который не могут проголосовать вот уже в течение года", – заявил Турчинов.

История с законом о спецконфискации – более чем запутанная. Правда, что почти год Рада никак не может его принять. На заседании 15 марта его ставили на голосование шесть раз, но проект не набирал нужных 226 "за". Во-первых, по словам главы комитета по правоохранительной деятельности Андрея Кожемякина и вице-спикера Оксаны Сыроид, норм действующего законодательства с головой достаточно и без принятия допоонительного закона, чтобы конфисковать награбленное Януковичем. Во-вторых, по словам многих депутатов, в принятии закона о спецконфискации есть личный интерес одного из его авторов, нардепа от НФ Сергея Пашинского. Так по информации следствия по одному из дел, коммерческим структурам бизнесмена и близкого друга Пашинского Сергея Тищенко удалось приобрести по заниженной стоимости нефтепродукты беглого Сергея Курченко. И вырученные от перепродажи этих нефтепродуктов 100 млн грн должны быть переведены на счета Управления внутренних дел Одесской области. Но, в случае принятия закона о спецконфискации, по словам внефракционного Виктора Чумака, структуры Тищенко смогут присвоить эти деньги себе – закон это разрешает, а государство недосчитается 100 млн грн. По этому запутанному делу даже судились внефракционный Дмитрий Добродомов и нардеп от "Самопомочи" Сергей Соболев с Пашинским – последний подал иск на депутатов за клевету, но проиграл суд. Сам же Сергей Пашинский обвинения в свой адрес о причастности к махинациям с нефтепродуктами Курченко отрицает.

Как ранее писал Сегодня.ua, до конца осени парламентарии должны дать новый толчок реформе полиции – в сентябре-октябре МВД выйдет на Верховную Раду с пакетом законодательных инициатив. Во-первых, будут просить нардепов изменить закон о Нацполиции, чтобы объявить внутренний конкурс на детективов среди следователей и оперативников. Как заявляют в МВД, если Рада проголосует поправки в сентябре, на формирование "института" детективов в структуре полиции уйдет 6 месяцев.

По мнению главы Нацполиции Хатии Деканоидзе, также нужны глубокие и системные изменения довольно либерального Уголовно-процессуального кодекса. "Это самый либеральный УПК, который мы когда-либо видели, – считает источник Сегодня.ua в Нацполиции. – Когда мы, к примеру, задерживаем человека, который угнал авто за несколько сотен тысяч долларов, а суд его выпускает под залог в 30 тыс грн… И это только один простой пример, и это нужно менять. У нас была встреча с генпрокурором Юрием Луценко. Он пообещал, что будет создана совместная рабочая группа ГПУ и Нацполиции по наработке законодательных изменений в УПК".

Также МВД будет убеждать депутатский корпус увеличить им бюджетное финансирование. По информации источников Сегодня.ua в Нацполиции, изначально на следующий год запрашивали 40 млрд грн. После долгих дискуссий с Минфином предварительно сошлись на 27 млрд. Эта сумма бюджетных расходов на полицию даст возможность повысить минимальные оклады до 8 тыс грн с сегодняшних 4 тыс грн (у участковых). Ведь ранее Арсен Аваков заявлял о колоссальном недофинансировании нужд полиции на целых $150 млн. Только на зарплаты не хватает около 1,5 млрд грн, на топливо – 500 млн. И несмотря на то, что США (которые и так финансируют реформу правоохранительных органов) пообещали выделить дополнительно $25 млн на реформирование полиции и пограничной службы в Украине – это капля в море. Так что без увеличения бюджетной поддержки не обойтись.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И СУДЫ. Как и с законами МВФ, которые Рада не успела рассмотреть и принять до летних каникул, не справились парламентарии и с законами по децентрализации, которые должны были рассмотреть 14 июля. Именно этот день в парламенте окрестили днем децентрализации. По словам вице-премьера Геннадия Зубко, в Раде ожидают голосования более 10-ти законопроектов. Один из них – проект закона о добровольном присоединении громад к уже объединенным. Ведь осенью мы должны выйти еще на 70 объединений к сегодняшним 177 уже существующим объединенным громадам, которые также нуждаются в ресурсах и полномочиях. Также, по словам Зубко, законопроекты касаются упрощения процедуры предоставления административных услуг, чтобы громады могли собирать средства в свои бюджеты. "Это также возможности, связанные с выборами старост – три закона. Нам очень важно, чтобы громады, кроме того, что будут советы, исполкомы, головы, имели еще и мощных старост. И самое главное – законопроект о возможности упрощенного формирования перспективного плана (развития объединенной территориальной громады – Авт.)", – сказал Геннадий Зубко.

Также Кабмин очень просит Раду уже в сентябре внести изменения в Бюджетный кодекс, чтобы объединенные весной этого года громады смогли получить медицинские и образовательные субвенции уже в сентябре-октябре, а не в январе 2017 года. К тому же, достаточно много споров по так называемой медицинской и образовательной децентрализации и правам на землю, распоряжение которой Рада хочет передать в компетенцию органов местного самоуправления. Геннадий Зубко, как и половина Рады и Кабмина ратует за принятие закона о передаче права органам местного самоуправления распоряжаться землей. Но, в интервью Сегодня.ua директор по вопросам науки и развития Института гражданского общества Анатолий Ткачук заявил, что в нынешней редакции этот закон ни в коем случае нельзя принимать – это путь к очередному дерибану земель с/х назначения.

"О каких землях идет речь? О землях с/х назначения. В компетенции местного самоуправления заниматься с/х землями? Тогда местное самоуправление должно стать посредником, чтобы побыстрее земли с/х назначения государственной формы собственности передать в частные руки. Это можно предположить сразу (что следует из законопроекта – Авт.). Дальше – больше. В законопроекте написаны очень странные вещи, прежде всего, о том, что земля находится в государственной собственности, а распоряжается ею орган местного самоуправления. Причем распоряжается, как он считает нужным. А мы говорим другое: местное самоуправление должно получить влияние на управление земельными ресурсами. Но первое монопольное право, которое оно должно получить, – это право на планирование своей территории (такой законопроект уже зарегистрирован, и Зубко уже заявил, что проект нужно принять – Авт.)", – сказал в интервью Сегодня.ua Анатолий Ткачук.

По информации источников Сегодня.ua в профильном парламентском комитете, после совещания депутатов с экспертами в прошлую пятницу в ВР, законопроект о передаче права распоряжаться землей органам местного самоуправления выносить на голосование не будут. Вместо него примут проект о планировании территорий.

Помимо реформы децентрализации своей очереди в парламенте ждут законы, которые продолжат судебную реформу. На осенней сессии Раде нужно рассмотреть постановления по 762 судьям, пятилетний срок полномочий которых уже истек, и они не имеют права вершить правосудие. Также нужно принять минимум три проекта, предусмотренные принятым законом о судоустройстве и статусе судей и поправками в Основной закон по части правосудия. По словам первого замглавы комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонида Емца, во-первых нужно принять закон об Антикоррупционном суде. "Он сейчас предусмотрен в системе судов (это прописано в законе о судоустройстве и статусе судей – Авт.) – Высший антикоррупционный суд. Но одного названия недостаточно, чтобы он заработал в том виде, в котором мы это видим – тут нужен отдельный закон, где мы должны прописать роль, в том числе, и международных организаций в процедуре отбора кандидатов, проверки этих кандидатов на должности судей в Антикоррупционном суде", – сказал Сегодня.ua нардеп.

Также, по словам Леонида Емца, нужно принять закон о Высшем совете правосудия и Конституционном суде. "Совет юстиции через месяц будет отменен и должен быть принят закон о новом органе, который создан, – Высшем совете правосудия (он будет наказывать судей за нарушения и давать согласие на их арест – Авт.). Процедуры отбора туда – мы хотим предусмотреть открытые конкурсы, чтобы это были действительно достойные люди, к которым потом не будет вопросов в части того, насколько они ответственно исполняют свои обязанности. Еще один закон – о Конституционном суде. Когда шесть судей, которые имеют конфликт интересов, который по закону не позволяет брать участие в рассмотрении закона о люстрации… Это не их право брать отвод – это их обязанность. В законе так и написано. Они отказываются это делать, тем самым нивелируя роль Конституционного суда как органа. Поэтому один вариант закона о Конституционном суде нарабатывается в недрах Администрации президента, а один – нами в Верховной Раде. Мы их будем сводить к общему знаменателю, где однозначно предусмотрим процедуры кадрового обновления Конституционного суда", – подытожил нардеп.

Как известно, в середине июня Конституционный суд, в который раз перенес рассмотрение дела о конституционности положений закона о люстрации. Ранее министр юстиции Павел Петренко допускал, что Конституционный суд в любой момент может аннулировать или приостановить действие основных положений закона об очищении власти. Именно поэтому генпрокурор Юрий Луценко предлагал депутатам принять новый закон об очищении власти.

ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ. После закона о спецконфискации украденных Януковичем и Ко около 50 млрд грн, еще одним наиболее спорным и скандальным вопросом на осенней сессии рискует стать рассмотрение поправок в закон об электронном декларировании. Как писал Сегодня.ua, у Дмитрия Шимкива не получилось зайти в систему э-деклараций, чтобы заполнить свою декларацию о доходах и имуществе, – она не распознала электронную цифровую подпись, которая используется в Администрации президента. Разработчики пообещали устранить препятствия и открыть доступ сотрудникам Администрации. Но, чтобы таких проблем больше не возникало, Дмитрий Шимкив предлагает изменить закон об электронном декларировании в части авторизации пользователя и подписи электронной декларации.

О том, что закон нужно менять ранее говорил и министр юстиции Павел Петренко. Но в части доступа к информации декларанта о "наличке, которая находится дома, и о ценном имуществе (антиквариат, драгоценности – Авт.)". В беседе с Сегодня.ua нардеп от БПП Вадим Денисенко рассказал, что закон об электронном декларировании будет изменен так, как это предлагает сделать министр юстиции Павел Петренко.

По информации источников Сегодня.ua во фракции БПП, в сентябре-октябре соответствующий проект закона уже появится в Раде. "Над текстом сейчас работают юристы Администрации президента, Министерства юстиции и некоторые нардепы от БПП. Изменения будут касаться части публичного доступа к информации о наличных средствах декларанта (которые хранятся дома – Авт.), ценных вещах и имуществе третьих лиц", – подытожил источник.

Ранее юрист Центра противодействия коррупции Анастасия Красносельская в беседе с Сегодня.ua предполагала, что закон об электронном декларировании попытаются изменить и в части доступа к информации к имуществу третьих лиц, с которыми декларант не пребывает в семейных или брачных отношениях, но на которых чаще всего переписывают имущество, нажитое незаконным путем.

"То, что у Шимкива не вышло заполнить декларацию, это странно… Я заполнял ее спокойно в тестовом режиме, она (система – Авт.) давала все заполнять. Заполнялась декларация и с ЕЦП, и с BankID. Вот это называется государственное учреждение (Госспецсвязь – Авт.) так доделало софт, что он сейчас не заполняется. Но когда принимали (систему – Авт.) Евдоченко (глава Госспецсвязи Леонид Евдоченко – Авт.) сказал, что она почти готова. А сейчас снова сделали так, что она почти не готова. Но весь этот шум подняли специально, чтобы изменить объем и публичность декларирования. Чтобы публично не декларировать движимое ценное имущество и наличку, которая находится дома, возможно еще и ценные бумаги, бенефициарных собственников и т.д.", – сказал Сегодня.ua внефракционный Виктор Чумак.

Все же, эксперты советуют не рубить с плеча и дождаться, когда в Верховной Раде зарегистрируют законопроект с изменениями в закон об электронном декларировании, а уже потом кричать "зрада". "Тут есть два варианта: или закон действительно хотят улучшить, чтобы его выполнение стало более эффективным, или нивелировать его позитивные нормы. Если эти изменения действительно будут направлены на то, чтобы упросить пути регистрации (декларантов в системе – Авт.), мы будем это приветствовать. Чиновники быстрее внесут свои декларации в электронном виде и общественность, и правоохранительные органы получат к ним доступ и смогут мониторить их стиль жизни. Но если эти изменения буду направлены на то, чтобы нивелировать действие закона, а здесь они могут сделать три вещи: сузить объемы декларирования (забрать близких родственников); чтобы декларация в онлайне была видна только для членов НАПК и правоохранителей; отменить уголовную ответственность за вранье в декларации (два года тюрьмы – Авт.). Такие изменения мы приветствовать не будем", – сказал Сегодня.ua глава Центра "Ейдос" Виктор Таран.

ПРОЧИТАЛ ? ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ !

Поделитесь этой статьей:
Другие статьи категории "Политика":
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.