Интервью с Джеймсом Шерром: “Трамп не может встретиться с Путиным и решить будущее Украины”
Трамп верит, что у него есть понимание с Путиным. Что случится, если Путин нарушит это понимание? Или даже если Путин не будет думать, что есть понимание? Что тогда будет делать Трамп? Это может стать для России очень неприятным
Интервью с Джеймсом Шерром: "Трамп не может встретиться с Путиным и решить будущее Украины"
Старший научный сотрудник Королевского института международных отношений рассказал об отношении Запада к Будапештскому меморандуму, неопределенности в мире и возможных отношениях Трампа и Путина
22 года назад в столице Венгрии был подписан Будапештский меморандум, согласно которому Украина добровольно отказалась от своего ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности со стороны США, Британии и России (позже на словах присоединились Китай и Франция). По словам первого президента Украины Ленида Кравчука, запуск этого оружия и так контролировался из Москвы, а в 1998 году боеголовки нуждались в замене, опять же с помощью России – в Украине их не производят. С другой стороны, ядерные державы, поставив подписи под документом, обязались защищать суверенитет Украины. В те времена в вероятность вооруженной агрессии России против Украины никто не верил. К примеру, бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко вспоминает, что во время беседы с бывшим госсекретарем США Кондолизой Райс та сказала, что одно дело – маленькая Грузия, на которую напала Россия, а совершенно другое – огромная Украина с 45-миллионным населением. Тем не менее, неожиданно для всего мира, Россия аннексировала Крым и начала войну на Донбассе. По словам посла Британии в Украине Джудит Гоф, в марте 2014 года США, Британия и Украина в посольстве США во Франции в Париже созвали консультации стран-подписантов Будапештского меморандума. И там, по ее словам, был лишь один пустой стул – министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Россия официально отказалась выполнять Будапештский меморандум. Но и США, Британия, Франция и Китай, как мы видим, не торопятся восстановить суверенитет Украины. Взамен Запад проявил единство и ввел санкции против России и продолжает оказывать финансовую и военную поддержку Украине. Но, по словам экспертов, это единство очень шаткое и все зависит от итогов выборов во Франции и Германии. Об опасностях, которые уже в следующем году ожидают не только Украину, но и весь мир, а также о будущей политике Администрации Дональда Трампа "Сегодня.ua" поговорил со старшим научным сотрудником Королевского института международных отношений (Chatham House) Джеймсом Шерром.
- Ровно 22 года как был подписан Будапештский меморандум. Некоторые официальные лица стран-подписантов заявляли, что его невозможно выполнить, поскольку документ не предусматривает соответствующего юридического механизма. Что в такой ситуации делать Украине?
- Никто из подписантов никогда не говорил, что Будапештский меморандум недействительный. Все подписанты, кроме России, повторяют, что Будапештський меморандум имеет принципиальное значение, мы будем его имплементировать, мы продолжим его имплементировать. Это часть основы наших консультаций о фундаментальных правах Украины как независимого и суверенного государства. Это позиция Британии, это позиция США, это также позиция Франции. Здесь нет никаких вопросов. Российская Федерация сказала, что она больше не поддерживает (выполнение – Авт.) Будапештского меморандума.
- Хорошо, но Будапештский меморандум все равно не выполняется. Возможно, экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко прав, и Украине стоит добиться подписания двусторонних безопасностных соглашений со странами-подписантами Будапештского меморандума?
- Я считаю, что у него другая точка зрения. Вам нужно спросить у Огрызко, но я считаю, что с политической точки зрения Украина не может зависеть от Будапештского меморандума. И здесь я соглашаюсь с ним. Украина должна понимать, что правила, которые были установлены за круглым столом (5 декабря 1994 года – Авт.) людьми, которые верили, что они будут выполняться, нарушены. Этих людей все больше и больше не уважают те, которые сейчас участвуют в избирательных кампаниях в ключевых странах Европы. У нас есть будущий американский президент, который, будучи кандидатом, выражал скептицизм по поводу пользы и ценности НАТО. У нас есть возможный будущий французский президент, точнее два возможных кандидата (по последним соцопросам лидируют пророссийские кандидаты Франсуа Фийон и Марин Ле Пен – Авт.), которые считают, что тесное сотрудничество с Россией гораздо важнее, чем сохранение мирового порядка после окончания "холодной" войны. В моей родной стране благодаря BREXIT появилось много новых неотложных забот, которые уменьшают нашу возможность играть активную роль в Европе, как было до этого. У нас есть Российская Федерация, которая в 2014 году официально и недвусмысленно пренебрегла всеми международными правилами. Следовательно, Украина должна, быть предельно внимательна к тому, что происходит, но не забывать о своих основополагающих интересах, и не забывать, что на Западе еще есть и всегда будут влиятельные игроки и центры влияния, которые поддерживают ее интересы.
- В прошлый раз, когда мы с Вами записывали интервью, Вы сказали, что западная политика, которую мы знаем, исчезнет, если победит Трамп в США, а проправые – в Германии и Франции. Вот Трамп и победил, во Франции лидируют Фийон и Ле Пен…
- Это реальный риск, если Фийон станет президентом Франции. С трудом можно увидеть, как европейское единство против России сможет сохраниться и санкционный режим продолжит действовать. Но на практике вопрос в том, что случится, если эти новые лидеры и фигуры будут делать политику? Какое влияние будет оказываться на них со стороны министров иностранных дел, обороны и других государственных институтов? Сохранится ли баланс сдержек и противовесов, который присущ любой демократии? Уменьшить силы этих изменений, обернуть вспять некоторые из них, сделать их переоценку… Это первая неопределенность. И вторая – как будет вести себя Россия? У России – головокружение от успехов, так считают ее лидеры после пересечения некоторых красных линий, не зная, как они говорят, что эти красные линии есть. Трамп верит, что у него есть понимание с Путиным. Что случится, если Путин нарушит это понимание? Или даже если Путин не будет думать, что есть понимание? Что тогда будет делать Трамп? Это может стать для России очень неприятным. Поэтому, много неизвестностей. Я думаю, мы должны понять сейчас, что мы живем в мире неизвестностей.
- Во время избирательной кампании Трамп обещал встретиться с Путиным. Может ли во время такой встречи решиться украинский вопрос? И какова будет позиция Администрации Трампа по закону "О поддержке стабильности и демократии в Украине", который среди прочего, предусматривает предоставление Украине летального оружия и который заблокировала Администрация Обамы?
- Во-первых, Администрация Обамы заблокировала этот закон из-за некоторых положений в нем по поводу вооружения Украины (летальным оружием – Авт.). Во всем остальном Администрация Обамы его поддерживает. Во-вторых, и что самое важное, Трамп не может встретиться с Путиным, чтобы решить будущее Украины. Главный вопрос в том, как скоро Трамп осознает с помощью американских союзников, людей в Вашингтоне, людей в его собственной Администрации, что не может быть и не должно быть сделано, и не должно быть никакого решения для Украины, которое было бы неприемлемым для самих украинцев.
Фото со страницы Джеймса Шерра в Facebook
ПРОЧИТАЛ ? ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ !
-
Савченко тайно встречалась с Захарченко и Плотницким – СМИ
Отзывов нет 11.12.2016 -
Интерпол отказался объявлять в международный розыск депутата Онищенко – СМИ
Отзывов нет 11.12.2016 -
В Украине проходят местные выборы в 13 областях
Отзывов нет 11.12.2016 -
ВР должна окончательно утвердить госбюджет-2017 до 22 декабря – Парубий
Отзывов нет 10.12.2016