Россия грозит Украине разрывом дипотношений: что это значит и как скажется на людях

Россия грозит Украине разрывом дипотношений: что это значит и как скажется на людях

Фото: AFP

 

Россия грозит Украине разрывом дипотношений: что это значит и как скажется на людях Россия грозит Украине разрывом дипотношений: что это значит и как скажется на людях

В случае разрыва дипломатических и консульских отношений будет введен визовый режим с участием страны-посредника. Но на самом деле Россия шантажирует Украину, чтобы выйти из переговоров по Донбассу, считают источники

"Россия может разорвать дипломатические отношения с Украиной". Именно с таких заголовков в российских СМИ началось утро пятницы. Позже этот тезис озвучил уже российский премьер Дмитрий Медведев. Для Украины тема не новая. С начала аннексии Россией Крыма и военной агрессии на Донбассе наши политики наперебой заявляли и продолжают заявлять о прекращении дипотношений. Причем, с упреком в сторону нашей власти, мол, как можно поддерживать дипломатический диалог со страной, которая убивает украинцев. Сейчас же о приостановке дипотношений заговорили в РФ, причем сразу после голословных обвинений в якобы прорыве украинской ДРГ в оккупированный Россией Крым. Действия Кремля уже осудил Совбез ООН, но Россия, похоже, останавливаться не собирается. А источники Сегодня.ua близкие к Минскому переговорному процессу, предполагают, что распуская слухи о возможном разрыве дипотношений, Россия готовится к выходу из Минского и Нормандского формата переговоров.

"МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ". Для Украины история с разрывом дипломатических отношений с Российской Федерацией уже избитая. Сразу после аннексии Крыма и военного наступления России на Донбассе ярые украинские оппозиционеры вовсю трубили о прекращении дипломатического диалога со страной-агрессором, обвиняя украинскую власть в мягкотелости. Вспомнить только многочисленные акции протеста у стен посольства РФ в Украине в Киеве, когда активисты забрасывали здание яйцами, зеленкой, и пытались взять его штурмом, а тогда еще глава украинского МИДа, а ныне – посол Украины в Польше Андрей Дещица цитировал текст матерной речевки украинских футбольных фанатов, касающейся президента РФ Владимира Путина.

Впрочем, если судить трезво, еще два года назад Россия отозвала своего посла Михаила Зурабова из Украины, а Украина – своего посла Владимира Ельченко (правда, с опозданием на год в марте 2015-го). И за все эти два года особой активности главное диппредставительство страны-агрессора не проявляло, на окнах здания скоро появились железные решетки, а роллеты почти всегда были опущены. Создавалось впечатление, что посольство и вовсе закрыто, даже свет там почти никогда не горел. 

Живо обсуждать возможный разрыв дипломатических отношений снова стали после регистрации в Верховной Раде группой депутатов соответствующего постановления в марте этого года. Причем рассмотрение документа профильным парламентским комитетом по иностранным делам наделало немало шума. После очередного заседания комитета СМИ пестрели заголовками о том, что его члены одобрили постановление и рекомендовали депутатскому корпусу его принять. Позже оказалось, что некоторые депутаты по ошибке подняли руки, проголосовав "за" вынесение постановления в зал, и начали отзывать голоса.

"По форме: 4 голоса "за", 2 воздержались, 1 против. Я искренне благодарю за непопулистическую, прогосударственную позицию Ирины Луценко и Анны Гопко, которые проголосовали против и воздержались. Да, я тоже воздержалась. Коллега Владимир Арьев, отлучившись для защиты своего законопроекта в другом комитете, зашел в зал заседаний практически в конце объявления вариантов решения не разобрался с формулировкой с голоса, поднял руку "за". А когда понял, что произошло, отозвал свой голос, но тут сыграли "политики" Игорь Гузь и Виктор Вовк, просто покинув зал и разрушив кворум ...", – объясняла произошедшее в марте на комитете тогда еще член этого комитета, а ныне вице-премьер по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Но скандал вышел за пределы сессионного зала, и пришлось уже высказаться Петру Порошенко: "Рада не поддержит этот законопроект. Давайте не будем даже обсуждать. Усилия нужно сосредоточить на полном выполнении Минских соглашений. Это (законопроект – Авт.) инициатива нескольких депутатов. Наш мирный план – это имплементация Минских договоренностей. Необходимо наладить эффективную координацию с целью давления на Россию, чтобы та выполнила свои обязательства в рамках Минских договоренностей, в частности вывела свои войска, технику и вооружение, что позволило бы стабилизировать ситуацию и провести выборы на Донбассе".

Позже профильный парламентский комитет по вопросам иностранных дел исправил ошибку, отклонив постановление о разрыве дипотношений с РФ, а глава комитета Анна Гопко сказала Сегодня.ua: "После аннексии Крыма и так далее, мы отозвали украинского посла из Москвы. Но сейчас, учитывая, что мы продолжаем бороться за мирное урегулирование ситуации на Востоке, возвращение Донбасса… С Россией у нас разные отношения, есть Трехсторонняя контактная группа (по урегулированию ситуации на Донбассе, которая собирается в Минске – Авт.). Кто там будет представлять Украину? Как в Нагорно-Карабахском конфликте Швейцария? А 4 млн украинцев, которые проживают в России? На комитете один из депутатов сказал: "Так пусть они переезжают назад в Украину". Ну слушайте, нельзя расписываться за 4 млн украинцев, которые живут в России, которые, возможно, уже имеют там свои семьи. Это их частное дело. Они любят Украину, пребывая на территории России. Давайте уже не заниматься популизмом".

А ЧТО ЕСЛИ РАЗРЫВ ДИПОТНОШЕНИЙ? О дипотношениях Украины с РФ вновь заговорили в июле этого года, когда Россия официально освободила Михаила Зурабова от должности посла, предложив Украине нового – бывшего "кгбэшника", полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. МИД Украины на это ответил отказом. Замглавы МИДа Елена Зеркаль заявила, что "назначение нового посла России в Украине снято с повестки дня по инициативе украинской стороны". 

То ли обидевшись на отказ Украины принять нового посла, то ли продолжая войну по всем фронтам, буквально через пару дней Россия начала раскручивать историю с якобы прорывом украинской ДРГ в Крым. Не найдя поддержки на вчерашнем закрытом заседании Совбеза ООН по данному вопросу (по словам постпреда Украины Владимира Ельченко, почти все члены Совбеза осудили действия России), сегодня утром российские СМИ запустили слухи о том, что Россия может разорвать дипотношения с Украиной.

"На самом деле, Москва давно разорвала дипотношения с Украиной. В ту самую минуту, когда депутаты Госдумы и Совета Федерации в единодушном глупом экстазе проголосовали за введение войск, когда украли у нас Крым и часть Донбасса", – написала в своем Facebook вице-спикер ВР, представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы Ирина Геращенко.

"Сейчас говорят о различных сценариях и о том, что будет какая-то открытая агрессия и полномасштабная война и другие варианты реакции России на якобы наши действия в Крыму. Сами по себе заявления России по этому поводу являются смехотворными. Тем не менее, россияне решили это использовать для нагнетания и обострения ситуации. Если Россия пойдет на разрыв дипотношений, мы должны будем адекватно реагировать. В данном случае возникает масса юридических и дипломатических моментов. И станет вопрос о визовом режиме… Трудно себе представить страну без дипломатических отношений с безвизовым режимом", – сказал Сегодня.ua президент Украинской ассоциации внешней политики, чрезвычайный и полномочный посол Владимир Хандогий.

По его мнению, разрывать дипломатические отношения с Россией, Украине нужно было сразу после аннексии Крыма и начала военных действий на Востоке, как это в свое время сделала Грузия в сентябре 2008-го в ответ на агрессию России и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Теперь ее интересы по всем международным вопросам представляет Швейцария. Даже визы на въезд в Грузию россияне получают в диппредставительствах Швейцарии. Правда, ж/д и авиасообщение между странами остановлено не было, как и торгово-экономические связи.

Если Россия таки пойдет на разрыв дипотношений с Украиной, первое, что произойдет – закроются посольства, а их работники будут отозваны. Это предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, к которой Украина и РФ присоединились еще будучи в составе СССР в 1964 году. Но разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений. Эта норма предусмотрена другим международным договором – Венской Конвенцией о консульских сношениях 24 апреля 1963 года. "Если будет разрыв и консульских отношений, тогда мы должны искать страну, которая бы представляла наши интересы. В случаях отсутствия дипотношений для защиты прав и интересов граждан, находящихся в той стране, выбирается "страна-посредник". Часто Швейцария выступает такой страной. Тогда, все вопросы по визам, защите прав наших граждан, находящихся, к примеру, в заключении, их посещение, ложится на плечи дипломатов "страны-посредника", – сказал нам Владимир Хандогий.

Кроме того, существует множество примеров, когда страны официально разрывали двусторонние дипломатические отношения, при этом сохраняя контакты на уровне так называемых секций интересов. Это упрощенная версия посольств, которая действует в двух странах, укомплектованных соответствующими дипломатами двух стран, однако не имеющих официальных дипломатических статусов. Такие секции работают в Иране и Египте.

Разрыв дипотношений также предусмотрен статьей 41 Устава ООН как международная санкция против государства, действия которого представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Этой нормой могла бы воспользоваться Украина, разрывая дипломатические отношения с РФ в одностороннем порядке. "Но мы не разрывали дипотношения только из-за граждан Украины, которые пребывают сегодня на территории Российской Федерации даже несмотря на то, что предупреждали их об этом. Но я думаю, что им просто нужно сказать, что в этом случае немедленно нужно возвращаться домой. Потому что при разрыве дипотношений выбирается государство, которое будет посредником между странами, которые разорвали дипотношения. И защита украинских граждан, которые пребывают на территории Российской Федерации, будет максимально усложнена", – сказал Сегодня.ua член парламентского комитета Верховной Рады по иностранным делам, нардеп от БПП Владимир Арьев.

Кроме того, в случае разрыва дипотношений между Украиной и Россией будет введет визовый режим. Об этом сегодня заявил глава нашего МИДа Павел Климкин. "Этот вопрос имеет несколько аспектов. Во-первых, политический. Конечно, мы должны четко контролировать въезд с территории России в Украину. И мы это сделали –  сейчас въезд осуществляется только по загранпаспортам и только через международные или межгосударственные пункты пропуска. Если мы введем визовый режим, позволит ли это нам более эффективно фильтровать агентов ФСБ и других российских спецслужб, которые будут работать с целью нашей дестабилизации? Однозначного ответа я тут не вижу", – считает глава МИДа Украины.

Кроме того, по его словам, Россия сразу начнет использовать введение визового режима, раскручивая в медиапространстве случаи, где люди пожилого возраста или дети не могут увидеть своих родственников. "Это будет спираль пропаганды, которая будет раскручиваться бесконечно. Для того, чтобы выдавать визы, нужна соответствующая инфраструктура. С точки зрения логистики, это требует коренных изменений возможностей наших консульств. Например, по нашим предварительным подсчетам, нам нужно более 100 дополнительных должностей консульских сотрудников. Но это вполне реальная задача", – подытожил Климкин. 

Правда, в случае разрыва дипломатических и консульских отношений, визовый режим будет введен в любом случае, а визы россиянам и украинцам будет выдавать посольство страны-посредника (как в случае между Грузией и Россией эту функцию выполняет Швейцария). 

МИНСК И ДОНБАСС.  Ближе к концу дня с официальной позицией вышел в медиа премьер РФ Дмитрий Медведев. "Что касается разрыва дипломатических отношений, вы знаете, в истории всякое бывало. Напомню, что после известных событий у нас оказались разорванными дипотношения с Грузией. Я бы не хотел, чтобы это так завершилось, но, если другого варианта влиять на ситуацию не останется, президент (России) такое решение может принять", – сказал Медведев.

Впрочем, источники Сегодня.ua близкие к Минскому переговорному процессу имеют свое мнение на этот счет. "Путин уже заявил, что не намерен брать участие в очередном раунде переговоров в "нормандском формате" на полях саммита G20 в Китае. Якобы мотивируя это мнимой террористической угрозой со стороны Украины в Крыму. Ситуацией в Крыму они надеялись оправдать свое нежелание садиться за стол переговоров. Ведь Россия же хочет сначала выборы на Донбассе (провести – Авт.), чтобы легализовать там своих марионеток, а потом уже может быть отдать нам контроль над границей и вывести свои войска и технику с Донбасса. А на варшавском саммите НАТО лидеры стран-членов Альянса четко дали понять России (закрепив это в итоговом коммюнике саммита – Авт.), что сначала безопасность на Донбассе и контроль над границей, а потом – выборы. Теперь же, вбрасывая слухи о возможном разрыве дипотношений, Россия готовит почву для своего выхода из Минского и Нормандского форматов", – считает источник Сегодня.ua близкие к Минскому переговорному процессу. 

Такого же мнения придерживается и член парламентского комитета Верховной Рады по иностранным делам, нардеп от  БПП Владимир Арьев. По его словам, разрыв дипотношений сделает практически невозможным продолжение диалога в Минском и Нормандском форматах. "И это инициатива не Украины, которая продемонстрировала, что стремится урегулировать ситуацию. А России, которая подтвердит, что она не собирается урегулировать ситуацию путем переговоров и берет на себя всю ответственность и за аннексию Крыма, и за агрессию и фактическую оккупацию ее войсками на территории восточного Донбасса. Украина не могла идти на этот шаг только потому, чтобы продемонстрировать своим партнерам в мире, которые нас поддерживают, свою цивилизованность и готовность решения конфликта мирным путем. В данном случае мир еще раз убедится в агрессивных намерениях Москвы и это может стать основанием для начала переговоров о более активной помощи Украине, в том числе и военной (летальное оружие – Авт.), для обороны от потенциального усиления агрессии", – считает Арьев.

Если брать еще и международно-юридический аспект дела, то Минские соглашения, закрепленные резолюцией Совета Безопасности ООН, обязательны для выполнения и Украиной, и Россией. И выход России из Минского и Нормандского переговорного процессов будут фактически означать невыполнение Кремлем взятых на себя международных обязательств. Что может точно привести к продолжению в январе 2017-го экономических санкций против России и даже их усиление.

 

ПРОЧИТАЛ ? ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ !

Поделитесь этой статьей:
Другие статьи категории "Политика":
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.