Зачем РФ сохраняет и создает “замороженные” конфликты у своих границ: мнения экспертов
Российские миротворцы. Фото: AFP
Зачем РФ сохраняет и создает "замороженные" конфликты у своих границ: мнения экспертов
Нагорный Карабах – лишь один из "тлеющих" конфликтов на постсоветском пространстве, которые РФ использует в своих целях, считают эксперты
Эскалация конфликта вокруг непризнанной республики Нагорный Карабах привлекла дополнительное внимание к проблеме "замороженных" конфликтов. В большинстве своем такие конфликты стали одним из следствий развала СССР. Сегодня их активно использует РФ в своих внешнеполитических целях, считают эксперты. И эскалация вокруг Нагорного Карабаха может оказаться не последним "расконсервированием" нерешенных проблем.
Помимо очагов нестабильности на Донбассе, где продолжаются боевые действия, и незаконно аннексированного Россией Крыма, который Украина намерена вернуть под контроль, на постсоветском пространстве насчитываются еще три территории потенциального возгорания конфликта – Нагорный Карабах, Приднестровье, а также Абхазия и Южная Осетия. Ко всем этим конфликтам в той либо иной мере причастна Российская Федерация.
Нагорный Карабах
Конфликт в Нагорном Карабахе имеет очень глубокие исторические корни. Армяне, которые составляют большинство в Нагорном Карабахе, долгие годы желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армении., в то время, как Азербайджан всегда претендовал на эту территорию.
Долгое время конфликт на этой терртории сдерживала Москва – сначала царская власть, потом советская, которая в этом вопросе разделяла позицию Баку. Но уже в последние годы существования СССР напряженность в регионе стала нарастать.
Проблемы обострились в 1987 году, когда армянское население вышло на массовые митинги под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного отвергло эти требования. Тогда же появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь – двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон.
С 1990 года конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооруженные формирования. После распада СССР Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. А Нагорно карабахский автономный округ провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР. Его активно поддерживает Армения.
Конфликт переходит в военную фазу. К 1994 году армянской стороне удалось установить контроль над большей частью Нагорного Карабаха с прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). В итоге Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта. И до недавнего времени на линии разграничения сохранялось относительно затишье, изредка нарушаемое небольшими стычками и обстрелами.
Как известно, Армения является союзником РФ по ОДКБ, на территории страны расположена российская военная база.
Возобновившаяся на прошлой неделе война в непризнанной Нагорно-Карабахской республике практически закончилась. 5 апреля стороны по приказам из своих штабов прекратили вести огонь. При этом азербайджаские военные продолжали удерживать минимум одну высоту, занятую 2 апреля.
Баку сообщило об уничтожении крупной базы армянских вооруженных сил в Магадизе, о гибели за два дня 16 своих солдат и уничтожении 70 военных противника. Армия обороны НКР признала смерть 20 своих солдат и пяти гражданских. О потерях Баку говорят: 200 убитых, два вертолета, 20 танков, 6 беспилотников, пять БМП и установка "Град".
Фото: ekhokavkaza.com
Приднестровье
Главными причинами конфликта в Приднестровье, зревшего еще до распада СССР, стали, с одной стороны, рост националистических настроений в Молдове и активизации курса на сближение с Румынией, с другой стороны – сепаратистские устремления руководства Приднестровья, больше тяготевшего к РФ. Особую роль, как отмечают историки, сыграл и лингвистический фактор -31 августа 1989 года в Молдове был принят закон о том, что официальным языком является язык титульной нации. Закрепив государственным молдавский язык, официальный Кишинев усилил враждебное отношение русскоязычного населения Приднестровья.
Боевые столкновения между Молдовой и непризнанной ПМП начались весной 1992 года. Вооруженная фаза Приднестровского конфликта продолжалась до 1 августа 1992 года. С обеих сторон в боях были задействованы бронетехника и артиллерия. Вооружённые действия удалось прекратить после вмешательства РФ, которая ввела на линию разграничения миротворческий контингент. В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдовы и Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины.
В конце 1992 года возобновились переговоры по поводу особого статуса Приднестровья, посредником в которых выступила Россия, с 1993 года в качестве посредника выступила и миссия ОБСЕ, а в 1995 году – Украина.
Молдова и международное сообщество не признают Приднестровье независимым государством и считают его оккупированной территорией. Россия также не признала независимость Приднестровья.
В октябре прошлого года, выступая на общеполитической дискуссии на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, премьер-министр Молдовы Валерий Стрелец заявил, что Кишинев настаивает на выводе миротворцев России из Приднестровья и развертывании там международной гражданской миссии.
Как известно 8 июня 2015 года президент Украины Петр Порошенко денонсировал два соглашения между правительствами Украиной и России о транзите через украинскую территорию солдат РФ, которые в качестве "миротворцев" пребывают в Приднестровье.
Фото: dumskaya.net
Абхазия и Южная Осетия
Как и в случае с Приднестровьем, напряженность между грузинами и абхазами, которая появилась в конце 1980-х годов, была вызвана желанием Грузии отделиться от СССР, и стараниями абхазского руководства остаться в составе "советов".
Ситуация обострилась в 1992 году, когда правящий Военный совет Грузии объявил об отмене советской Конституции и восстановлении Конституции Грузинской демократической республики 1921 года. Верховный Совет Абхазии, в свою очередь, восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством.
В августе 1992 года отряды Национальной гвардии Грузии вошли на территорию Абхазии и за несколько дней заняли большую часть территории региона.
Ввод грузинских войск привел к массовому бегству абхазского и русскоязычного населения, в том числе на территорию России, где абхазские отряды получили поддержку оружием и многочисленными добровольцами. Создание, подготовка, вооружение и отправка в Абхазию ополченческих формирований не могли оставаться незамеченными, однако российское руководство официально не вмешивалось.
К октябрю 1992 года, получив от российской стороны пополнения и большое количество современного вооружения, абхазы перешли к наступательным действиям. Решающее сражение в этой войне состоялось 20-28 сентября 1993 года, оно вошло в историю конфликта как "Битва за Сухуми".
В октябре 1993 года абхазскими вооружёнными формированиями была занята вся территория республики.
По просьбе тогдашнего руководства Грузии в конфликт вмешалась Россия и "порекомендовала" абхазам остановить дальнейшее продвижение войск. С июня 1994 года на территории Абхазии находятся так называемые "миротворческие силы СНГ" – фактически это российские военные подразделения. В течение пяти лет по завершении конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России. Затем, однако, Россия начала постепенно восстанавливать трансграничные хозяйственные и транспортные связи с Абхазией.
Но Абхазия была и остается не единственной территориальной проблемой Грузии. В 1989 году о своем суверенитете заявила Юго-Осетинская автономная область. А после того, как
Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия осталась в его составе.
Политическая борьба быстро переросла в вооруженные столкновения, и в течение всего 1991 года Южная Осетия была ареной активных боевых действий. Только летом 1992 года под давлением РФ стороны договорились о прекращении огня. Тогда же в зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены миротворческие силы в составе трех батальонов – российского, грузинского и осетинского. В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ.
Напряженность между Грузией и "сепаратистскими" республиками постепенно нарастала на фоне укрепления их связей с Москвой. Параллельно с этим ухудшались отношения Тбилиси с Кремлем.
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года после попытки Тбилиси восстановить контроль над самопровозглашенной республикой Южная Осетия российские военные вошли в Грузию. В результате 5-дневной войны грузинские силы были вынуждены отступить, а РФ признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии и ввела дополнительные войска и вооружение на свои военные базы на этих территориях. Все государства мира за исключением РФ, Венесуэлы, Никарагуа и Науру признают эти регионы территорией Грузии, оккупированной Россией.
Уже в 2016 году "руководство" южной Осетии планирует провести референдум. Который позволит непризнанной республики присоединиться к РФ.
Фото: Википедия
Причины конфликтов
По мнению экспертов, появление всех этих конфликтов повлек за собой распад СССР, однако причина того, что они остаются неразрешенными – в другом.
"Это результат недораспада СССР и результат цивилизованного развода. Мог быть нецивилизованный развод, как в Югославии. В таком случае давно не было "замороженных" конфликтов, но была бы большая война", – пояснил Сегодня.ua директор Института глобальных исследований Вадим Карасев.
При этом факторов, способствовавших сохранению этих конфликтов, довольно много, считает директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.
"Но основным из этих факторов является желание РФ держать руку на тех процессах, которые происходят на постсоветском пространстве, и не дать своему окружению выйти из орбиты ее влияния. Удержание напряженности зонах замороженных конфликтов дает возможность влиять не только на внутреннюю политику этих государств, но и на политику ЕС и НАТО, куда эти республики могли бы стремиться", – пояснил он Сегодня.ua.
То, какую схему использует Москва – четко продемонстрировали события в Грузии, отмечает экс-вице-премьер по евроинтеграции Украины Олег Рыбачук.
"Россия действует по принципу – захватывают территорию, создают кризис, потом говорят, что нужно из этого кризиса выходить. То, что есть, уже есть, а теперь давайте думать, как нам жить дальше. Это примитивная тактика, но она срабатывает – так они фактически захватили часть территории Грузии. Теперь делают это в Украине", – сказал он Сегодня.ua.
В Грузии, как считает Николай Сунгуровский, РФ опробовала свой новый подход ко внешней политики. "Те действия РФ, которые были в 2008 году – это не самоцель, это технологический этап в ее внешней политике. Нежелание отпускать бывших своих "клиентов" из орбиты влияния – это как раз проявления этой политики. То, что Запад никак не отреагировал, это говорит о его слабости. Желание иметь с РФ нормальные отношения заслонили все остальные аспекты", – сказал он, отметив, что такое отношение Запада в определенной мере послужило причиной дальнейших агрессивных действий РФ.
"РФ никогда не отбрасывала своей агрессивной политики. Такая позиция Запада ее, грубо говоря, искушала к тому, чтобы перейти к более решительным действиям. Это (военная операция в Грузии) была просто проба, насколько Запад готов ответить на эти агрессивные шаги", – пояснил Николай Сунгуровский.
Как следствие, сегодня РФ оккупировала Крым, а пророссийские боевики при поддержке РФ захватили часть территории Донбасса. Ситуация на Востоке Украины грозит перейти в длительную стадию тлеющего конфликта.
Еще до начала эскалации вокруг Нагорного Карабаха советник президента Украины, директор Института стратегических исследований Владимир Горбулин прогнозировал, что в ближйщее время Москва возьмет курс на "размораживание конфликтов". "В рамках ее "гибридных стратегий" и курса на анархизацию глобального пространства безопасности вполне можно ожидать от России сознательной расконсервация целого ряда "замороженных конфликтов", прежде всего в Приднестровье, Нагорном Карабахе, других регионах", – написал он в своей статье "Гибридная война: все только начинается…", опубликованной в "Зеркале недели".
При этом РФ не ограничивается только ближним зарубежьем – так Москва, как считает Владимир Горбулин, при определенных условиях начать играть на "замораживание" конфликта в Сирии. "При достаточно условной результативности переговоров (как и в Украине, в Сирии режим "прекращения огня" является скорее фикцией) между США и РФ, для последней тактическая задача остается такой же, как и в Украине: "замораживание" конфликта, если его не удастся решить выгодным для Москвы образом", – пишет он.
При этом, по мнению экспертов, не стоит ожидать, что нынешнее российское руководство в перспективе откажется от использования "замороженных" конфликтов в своей внешней политике. "До того времени пока существующий режим в РФ будет оставаться, будет оставаться эта политика. Такая политика РФ характерна не только для существующего режима РФ, а вообще для РФ – это ее генетика. Это исторически сложившиеся традиции. Поэтому ожидать, что хотя бы в ближайшем времени что-то изменится, нет оснований", – считает Николай Сунгуровский.
И остановить Москву может только жесткая позиция западных стран, считает Олег Рыбачук. "Должен идти очень жесткий и понятный экономический пакет и военный пакет. Это реальный инструмент влияния. Без этих двух компонентов для россиян все гуманитарные призывы остаются пустым звуком", – сказал эксперт.
ПРОЧИТАЛ ? ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ !